В Сеть с лицензией: Блогеров в сфере медицины и финансов обяжут получать профобразование
Блогеров в сфере медицины и финансов обяжут подтверждать компетенцииАнастасия Каленицкая, Олег КапрановПоделитьсяВ России предложили ввести механизм, по которому от блогеров в сфере медицины и финансов будут требовать наличие профильного образования. Эксперты обращают внимание на большой спрос на такого рода консультации, складывающийся исторически.

Медицинские советы оставят тем, кто получил соответствующую подготовку. / Александр Корольков
Движение «Совет блогеров» предложило внедрить в России регулирование по аналогии с китайским регулированием интернет-платформ. Там от блогеров в сфере медицины, права и финансов требуют наличия профильного образования. В случае нарушений платформе грозит штраф на сумму до 100 тыс. юаней, это около 1 млн 120 тыс. рублей. В Ассоциации блогеров и агентств (АБА) положительно относятся к проверке компетенций для тех блогеров, кто работает в специфических тематиках, рассказал «РГ» исполнительный директор АБА Тимур Ахмедов. «У профессиональных психологов есть документы, разрешающие практиковать, как и у врачей есть дипломы. Блогеры, которые берут на себя ответственность в подобных темах, ничем не отличаются от своих коллег в офлайне», — говорит Ахмедов.
Действия Китая в этом направлении абсолютно оправданы, считает Екатерина Мизулина, директор «Лиги безопасного интернета», исполнительный директор Национального центра помощи детям.
«Число пострадавших от действий шарлатанов во всем мире растет. Россия — не исключение. Особенно это опасно в сфере медицины, поскольку лица без профильного медицинского образования нередко в буквальном смысле калечат людей, предлагая чудодейственные методики излечения от очень серьезных заболеваний. Есть уже случаи гибели людей от такого рода коучей. Поэтому наши законодатели должны подумать о регулировании этой сферы. Конечно, важно при этом отделить тех, кто сознательно вводит людей в заблуждение, от тех, кто имеет профильное образование и таким образом получает дополнительный доход через соцсети», — сообщила она.
В то же время Мизулина отмечает, что важно смотреть не только на законодательный аспект, но и на культурно-исторический. «Многих обманывают, потому что люди легко готовы поверить в чудо. Прежде они ходили за советами и спасением в соседнюю деревню, теперь используют соцсети», — уверена она.
Эксперты призывают осмотрительно относиться к советам, которые даются на массовую аудиторию, и не делиться медицинской информацией
Суть инициативы не в запрете говорить, а в формировании доверия к контенту: например, с помощью специальных значков для экспертов, продвижение в рекомендациях или передачи этих данных поисковым системам и ИИ-ассистентам.
«Пользователи должны понимать, слушают они специалиста или любителя-самоучку, который прочитал две с половиной книжки, или вообще мошенника», — отметил руководитель продуктового направления «Рейтинга Рунета» Александр Туник.
С введением новых требований рынок изменится: возрастут издержки, что может повлиять на стоимость услуг. При этом рынок будет укрупняться. Но главное: будет хоть какой-то порядок и понятные правила поведения на этом рынке. В идеале должна сложиться ситуация, как на рынке США, где ученые-блогеры имеют миллионные охваты и открыто разоблачают псевдоспециалистов.
Как известно, все специалисты в футболе, внешней политике и до недавнего времени — в вирусологии, говорит сооснователь цифрового логистического оператора versta.io Виктор Сизов.
«Рынок советчиков и психологов полон «пустышек», а растерянный человек в трудной жизненной ситуации ищет любую надежду на спасение. Диплом не говорит о надежности поставщика, но показывает, что человек хоть сколько-то времени потратил на изучение предмета. Вместо борьбы иногда лучше легализовать определенные виды деятельности, обозначить «правила игры», которые учитывают интересы всех участников. Этой тактики решило придерживаться государство, чтобы ввести рынок «инфоцыган» в нормативное поле», — уверен он.
В целом же эксперты призывают более осмотрительно относиться к советам, которые даются на массовую аудиторию, так как они, как правило, нацелены на продвижение бренда такого «советчика». И уж точно не стоит делиться с малознакомыми людьми приватной медицинской информацией.
Российская газета — Федеральный выпуск: №247(9786)