Переработки стали главным триггером выгорания и увольнения сотрудников в России
Софья ЕфремоваПоделитьсяПереработки перестали быть признаком лояльности и профессионализма — теперь они главный триггер выгорания и увольнения сотрудников в России. Баланс между работой и личной жизнью вошел в топ-5 критериев при выборе работодателя наравне с высокой зарплатой и стабильностью компании, показывают исследования рынка труда.
Формально Трудовой кодекс устанавливает 40-часовую рабочую неделю, но на практике уложиться в эту норму получается не всегда, заметили эксперты. Директор по маркетингу и коммуникациям get experts Анна Спирина говорит, что в 2025 году продуктивность больше не измеряется количеством часов в офисе, а переработки перестали восприниматься как знак лояльности и профессионализма.
«Они стали главным триггером выгорания и увольнения. А поскольку наем нового сотрудника обходится компании в разы дороже, чем удержание эффективного специалиста, те, кто этого не понимает, рискуют остаться без команды — а в перспективе и без бизнеса», — подчеркивает эксперт.
Отношение к сверхурочной работе сегодня зависит от поколения, профессии и корпоративной культуры, объясняет руководитель отдела по работе с клиентами кадровой компании UTEAM Анна Четаева. Молодые специалисты ценят гибкость и баланс между работой и личной жизнью, поэтому склонны избегать выполнения задач в нерабочее время. Миллениалы чаще готовы брать на себя дополнительную работу, если видят в этом вклад в общее дело. «Тем не менее, независимо от возраста, переработки сегодня все реже ассоциируются с вовлеченностью», — говорит эксперт.
Крупные организации и малый бизнес подходят к вопросу переработок по-разному. Большие компании чаще придерживаются регламентированного рабочего времени, компенсируют переработки и внедряют практики для поддержания баланса, говорит Спирина.
«Переработки здесь начали восприниматься как признак плохого менеджмента или неэффективного распределения задач», — объясняет эксперт. В малом же бизнесе, напротив, длинный рабочий день и неоплачиваемые сверхурочные по-прежнему остаются нормой — из-за ограниченных ресурсов, многозадачности и слабой формализации процессов. «Здесь переработки часто воспринимаются как «неизбежная жертва ради роста», хотя все чаще владельцы малого бизнеса сталкиваются с выгоранием команды и текучестью», — пояснила Спирина.
У опытных профессионалов соблюдение баланса между работой и личной жизнью входит в топ-5 критериев при выборе работодателя. Согласно опросу hh.ru, проведенному в 2025 году, 47% россиян ценят баланс между работой и личной жизнью.
«Это не просто запрос на «меньше работать» — это требование уважения к личным границам: четкое разделение рабочего и личного времени, отсутствие работы в выходные и в отпуске, а также отказ от регулярных переработок без компенсации или веской причины», — объясняет Спирина.
На практике все больше исследований и кейсов подтверждают, что длинный рабочий день не повышает эффективность, а наоборот, снижает концентрацию, креативность и вовлеченность. Спирина подчеркивает, что это особенно заметно в интеллектуальных и креативных профессиях, где качество решений важнее количества проведенного за задачей времени.
Основатель компании «Тренинг-Менеджер Евразия» Илья Глазырин подтверждает связь между переработками и падением продуктивности. «Если человек часто работает сверхурочно, то в итоге его настигает синдром хронической усталости, выгорание. У него снижаются когнитивные функции — то есть он теряет концентрацию, перестает креативить, начинает тянуть время, переносить сроки, делать все в последний момент», — рассказывает он.
Эксперт говорит, что в такой ситуации сотрудник выполняет работу на автомате, из-за этого страдает качество, растет количество ошибок. Глазырин подчеркивает, что переработка должна быть исключением. «Если сотруднику постоянно приходится работать сверхурочно, то дешевле и эффективнее взять на его позицию еще одного специалиста, чтобы разделить между ними задачи», — поясняет эксперт.
Руководитель отдела продаж Wang Pack Юлия Фролова приводит конкретные цифры: продуктивность сотрудника резко снижается после 50 часов работы в неделю, а после 55 часов падает настолько, что дальнейшее пребывание на рабочем месте становится бессмысленным.
В то же время культура «быть всегда на связи» постепенно становится негласной частью рабочих отношений, особенно в сферах с высоким темпом работы, например в ИТ или коммуникациях, констатирует Четаева. «Хотя формально такая «доступность» редко закреплена, на практике от сотрудников нередко ожидают быстрых откликов и готовности быть на связи», — делится эксперт.
Основатель и руководитель франшизы «Полиглотики» и «Футуриум» Елена Иванова рассказывает о правиле в своей компании: сотрудник в отпуске неприкосновенен. «Все задачи, доступы и информация фиксируются заранее. Руководители обязаны владеть ситуацией по каждому направлению, чтобы в случае болезни или отпуска педагога или администратора мы могли самостоятельно подхватить работу», — поясняет она.
Глазырин рассказал, что в его компании, например, нет дел, которые реально требуется решить в нерабочее время. «Единственное, что может нашу команду «поднять» в выходной или уже после окончания рабочего дня — это чрезвычайная ситуация. Например, полный сбой в работе сервиса или какие-то критические бизнес-инциденты, которые требуют срочного вмешательства всей команды», — объяснил эксперт.
Ключевые факторы, помогающие удерживать баланс между эффективностью и личным временем, включают несколько элементов. Ответственность и зрелость самого руководителя, который должен отдавать себе отчет в том, что выгорание сотрудников, их уход из компании и потеря мотивации часто возникают именно из-за переработок, отмечает Глазырин. «Должна быть культура доверия, где ценят результат, а не присутствие на рабочем месте. Неважно, во сколько сотрудник пришел и ушел. Важно, что он в итоге сделал», — обращает внимание эксперт.
Влияет также гибкий график начала дня и возможность работать удаленно в определенные дни — это важный инструмент для поддержания баланса, говорит Глазырин. «Все люди разные. Кому-то удобно начинать работу в 7 утра, чтобы освободиться к 16:00. А кому-то важнее поработать из дома и сэкономить время на дорогу», — объяснил эксперт.
Фролова дополняет, что если дать команде пространство для самостоятельных решений, поддерживать открытый диалог и фиксировать реальные ожидания по рабочему времени — большинство проблем с мотивацией и вовлеченностью исчезает само по себе. «Такой подход позволяет удерживать и развивать специалистов: они знают, что их ценят не за отработанные часы, а за вклад в развитие команды и общий результат», — считает эксперт.