Нужен ли в России ЕГЭ по искусственному интеллекту? Отвечает нейросеть
В России предложили ввести ЕГЭ по искусственному интеллектуМария АграновичПоделитьсяНовое предложение из Общественной палаты — ввести Единый госэкзамен по искусственному интеллекту. Такую идею озвучил заместитель секретаря Общественной палаты Владислав Гриб.

Задания, связанные с методами и средствами ИИ, уже входят в ЕГЭ по информатике. / iStock
«Не исключаю, что в будущем может появиться комплексный ЕГЭ по искусственному интеллекту и ИТ-технологиям — это вопрос времени», — заявил Гриб.
В Рособрнадзоре сразу отреагировали: появление в России единого государственного экзамена по искусственному интеллекту пока невозможно из-за отсутствия федеральных рабочих программ по этому предмету.
«В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования отсутствуют требования к освоению основной образовательной программы по учебному предмету «искусственный интеллект», — сообщили в ведомстве.
Однако задания, связанные с алгоритмами анализа данных, которые лежат в основе методов и средств искусственного интеллекта, входят уже сегодня в ЕГЭ по информатике.
— Как говорят нам интернет-справочники, «искусственный интеллект — это раздел компьютерных наук». Поэтому, с одной стороны, было бы логично изучать его и проверять знания в составе информатики, — прокомментировал «РГ» инициативу доцент факультета прикладной математики и компьютерных наук МАИ и факультета компьютерных наук ВШЭ, технический руководитель Лаборатории ИИ Школы дизайна ВШЭ Дмитрий Сошников. — С другой стороны, сейчас есть два способа заставить компьютер что-то делать: программирование и машинное обучение. И важность машинного обучения за последние годы сильно выросла. Поэтому выделение его в отдельный предмет (на стыке математики и информатики), возможно, в перспективе и оправдано. Что мне кажется немного опасным, так это попытки угнаться за модными тенденциями вроде промпт-инжиниринга и экзаменовать такого рода навыки. На мой взгляд, они не являются достаточно фундаментальными для отдельного экзамена или дисциплины, а скорее должны рассматриваться как метапредметные навыки. Кроме того, в этой сфере все меняется очень быстро, так что к моменту утверждения экзамена он может уже устареть.
Отвечает нейросеть
А что «думает» сам ИИ? Нужно ли проверять знания по нему с помощью Единого госэкзамена? Спросили об этом у одной из популярных нейросеток. И вот ответ, причем с двух точек зрения.
Аргументы за:
- Увеличение востребованности профессий. С развитием технологий, связанных с ИИ, растет потребность в специалистах, обладающих соответствующими знаниями и навыками.
- Стандартизация образования. Введение ЕГЭ по ИИ может помочь стандартизировать образовательные подходы и повысить уровень подготовки студентов в данной области.
- Поддержка инвестиций в образование. Это может стимулировать учебные заведения к разработке современных учебных программ и курсов, направленных на изучение ИИ.
Аргументы против:
- Сложность предмета: искусственный интеллект — это сложная и быстро развивающаяся область, и создание единого экзамена может оказаться трудным из-за разнообразия подходов и технологий.
- Необходимость практических навыков: ИИ требует не только теоретических знаний, но и практических навыков, что сложно оценить в рамках традиционного единого госэкзамена.
- Второстепенность в учебной программе: некоторые специалисты считают, что ИИ должен быть частью более широких дисциплин, таких как информатика или математика, а не самостоятельным предметом.
Российская газета — Столичный выпуск: №249(9788)