Дешево и опасно: «замаскированный» алкоголь возьмут на контроль
Производители духов и лосьонов будут отчитываться о доле спирта и местах производства товаров
Недобросовестные предприниматели выводят в гражданский оборот косметические лосьоны, тоники, душистые воды и другую псевдопарфюмерную продукцию, содержащую этиловый спирт, а россияне зачастую приобретают ее как питьевой алкоголь. Причина в том, что в составе этих товаров содержится пищевой этиловый спирт 75–95%, а стоят они дешевле, чем акцизный алкоголь, при этом нередко вызывают массовые отравления. В результате Федсобрание предложило ввести обязательную маркировку непищевой продукции, если объем спирта в ней превышает 10%. По мнению специалистов, в случае принятия законопроекта вероятность отравлений снизится более чем в 10 раз. Подробности — в материале «Известий».
Коварные душистые воды
Законодатели предложили ввести обязательную маркировку спиртосодержащей непищевой продукции, если доля спирта в ней превышает 10%. Также предлагается обязать участников рынка декларировать объемы и оборот спирта в ЕГАИС и распространить правило минимальных цен на закупку и поставку такой продукции. Причина в том, что спиртосодержащие товары «двойного назначения» продают по значительно более низким ценам. Если бутылка водки 0,5 л стоит около 281 рубля, то в виде лосьона сопоставимый объем алкоголя можно купить за 100 рублей. Таким образом недобросовестные предприниматели обходят действующий запрет на розничную продажу непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 28%.
Отзывы к подобным товарам на маркетплейсах содержат своеобразные комментарии потребителей («вкусно», «спирт качественный» и т.д.), говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Согласно предлагаемым изменениям, закупать и поставлять парфюмерную продукцию, в которой содержится больше 28% спирта, можно будет не ниже цен, которые определит Минфин. Например, для пищевой отрасли порог колеблется на уровне 179–400 рублей за 0,5 литра в зависимости от крепости.
Авторы законопроекта указывают и на то, что требования к производству одеколонов и лосьонов имеют ряд регуляторных послаблений по сравнению с требованиями к производителям алкогольной продукции. Прежде всего речь идет о приборах учета безводного спирта в готовой продукции, которых нет на части производств. В то же время ряд парфюмерных товаров малой емкости не отнесен к подакцизным — и производители таких товаров закупают этиловый спирт без акциза.
Справка «Известий»
По данным Госдумы, объемы закупки этилового спирта производителями спиртосодержащей непищевой продукции в 2021 году составили 3,8 млн декалитров, в 2022-м — 4,2 млн декалитров, в 2023-м — 4,5 млн декалитров.
«Минфин поддерживает усиление государственного контроля за производством и оборотом спиртосодержащей продукции. В ходе проверок Росалкогольтабакконтролем выявляются факты производства спиртосодержащей непищевой продукции, состав которой позволяет использовать ее не по прямому назначению, а в качестве суррогата алкоголя. Недобросовестные участники рынка пользуются стоимостным преимуществом этой продукции перед алкогольной. Такая деятельность ставит под угрозу жизнь и здоровье потребителей и наносит ущерб бюджетной системе страны. Полагаем, что в целях усиления государственного контроля необходимо установить лицензионные негативные правовые последствия для недобросовестных участников рынка, а также обеспечить прослеживаемость движения такой продукции от производителя до конечного потребителя путем введения ее маркировки средствами идентификации. Минфин законопроект поддерживает», — сообщили «Известиям» в пресс-службе Министерства финансов РФ.
Как законодательно регулируют оборот спирта
Как объяснил «Известиям» председатель Союза производителей коньяка, спирта и алкогольной продукции (Союзконьяк САП), депутат Госдумы Владислав Резник, законопроект направлен на решение двух основных проблем с незаконным оборотом спиртосодержащей непищевой продукции. Первая — это защита здоровья граждан, вторая — пресечение экономических нарушений из-за вывода в незаконный оборот больших объемов пищевого этилового спирта.
По его словам, решение этих проблем давно назрело, но сложность в том, что сфера производства и оборота спиртосодержащей непищевой продукции находится на стыке регулирования двух законов: основного закона спиртовой и алкогольной отрасли 171-ФЗ и Налогового кодекса, регулирующего порядок взимания акцизов на этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию.
— Надзорные органы эффективно контролируют закупку этилового спирта участниками этого рынка, но, поскольку речь идет не об алкогольной продукции, дальнейший оборот парфюмерно-косметических товаров, бытовой химии и прочего фактически выпадает из-под контроля, — поясняет Владислав Резник.
Этим пользуются злоумышленники, которые либо продают товары с высоким содержанием пищевого этилового спирта по ценам в 2–3 раза ниже легальной алкогольной продукции, либо декларируют на бумаге производство и реализацию десятков миллионов единиц такой продукции, а фактически при этом незаконно изготавливают алкоголь.
По данным Владислава Резника, в качестве решения, которое позволит обелить рынок и не приведет к удорожанию товаров для населения, была предложена обязательная маркировка такой продукции.
Как подтвердил «Известиям» замгендиректора оператора государственной системы маркировки «Честный знак» Реваз Юсупов, обеление рынка замечено во всех категориях товаров, где была введена маркировка. Так, нелегальной парфюмерии стало меньше на 20%, табачных изделий — на 25%, а обуви — на 33%.
— Маркировка спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 10% и расширение интеграции с ЕГАИС позволят создать прозрачную схему производства и использования спирта для пищевых и непищевых целей, — отметил Юсупов.
Предложения по ужесточению контроля за оборотом спиртосодержащей непищевой продукции поступили в Минпромторг России письмом Минфина России и будут рассмотрены в установленном порядке. В Роспотребнадзор и Росалкогольтабакконтроль (ФСРАР) документ пока официально не поступал, сообщили «Известиям» в ведомствах. Пресс-службы Минфина и Минздрава пока не прокомментировали важный социальный законопроект.
Как напомнили в Минпромторге, маркировке уже подлежат духи и туалетная вода, а также гигиенические средства для рук. В отношении иных видов парфюмерно-косметической продукции до 28 февраля 2025 года проводится лишь добровольный эксперимент. В свою очередь, госкомпания «Татспиртпром» законодательную инициативу, направленную на дальнейшее обеление рынка алкоголя и защиту жизни и здоровья потребителей, поддерживает.
Не выпить, так попить
Анализ рынка спиртосодержащей продукции показывает присутствие большого количества парфюмерно-косметической продукции в виде лосьонов (содержание этилового спирта — 60–75%), названия которых часто совпадают с наименованием лекарственных препаратов, отмечают в Национальной ассоциации производителей фармацевтической продукции и медицинских изделий «АПФ» (Национальная ассоциация «АПФ»).
Производители данной продукции в своей рекламе отмечают, что используют спирт этиловый, ректификованный из пищевого сырья, с натуральными, а не химическими добавками, объясняют в Национальной ассоциации «АПФ».
«Такая парфюмерно-косметическая продукция есть в свободной продаже в супермаркетах, киосках и табачных лавках, а также в интернете, и стоимость ее невысока. Известно, что именно эта продукция используется определенной частью населения не по назначению, а в качестве алкогольных напитков», — пояснили в ассоциации.
Целесообразно в первую очередь проанализировать оборот именно этих товаров и принять меры, чтобы ими не заменяли питьевой алкоголь, добавляют в Ассоциации фармацевтических производителей ЕАЭС. Борьба с потреблением алкоголя и борьба с нелегальным оборотом различной продукции чрезвычайно важны, подчеркивают в организации.
По словам председателя правления АФП ЕАЭС Алексея Кедрина, не стоит забывать и медицинские спиртовые настойки (например, настойки пустырника, пиона, прополиса, стручкового перца и т.п., в которых содержание этанола не менее 70%), которые также могут купить для нецелевого использования — в качестве заменителя крепкого алкоголя.
По сведениям АФП ЕАЭС, существующие сегодня инструменты отслеживания медикаментов позволяют выявлять нарушителей и привлекать их к ответственности.
По данным Союза производителей алкогольной продукции (СПАП), удельная составляющая акциза в крепком алкоголе сегодня составляет более 70%, поэтому все, кто, не платя акциз, продают россиянам спирт под видом парфюмерной продукции или медицинских препаратов, ведут незаконную конкуренцию с легальными производителями алкоголя.
Больные зависимые лица
В России зависимые граждане действительно покупают алкоголь, содержащийся в другой химической продукции, из-за его дешевизны, полагает руководитель Саратовского общества трезвости и здоровья Наталья Королькова. По ее словам, логично приравнять эти товары к закону регулирования производства оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,
Председатель Национального союза защиты прав потребителей, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин отмечает, что, поскольку на спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию действует льготный нулевой акциз, недобросовестные производители используют спирт для производства псевдопарфюмерной продукции (питьевые лосьоны, одеколоны и средства для принятия ванн).
По его словам, поскольку разрешительный механизм на производство и продажу отсутствует (нет лицензий, реестров производителей, оценки используемой мощности), это позволяет продавать алкогольные суррогаты в массовых местах без ограничений времени и возрастного ценза, по демпинговым ценам. В ход идут в том числе неучтенный спирт и даже метанол. К недавнему массовому отравлению в Иркутске привело именно производство алкоголя под видом парфюмерно-косметической продукции «средства для ванн», напомнил эксперт.