Грант на талант: систему привлечения иностранных студентов предложили изменить
Повышение престижа российского образования может стать важным инструментом «мягкой силы»
Ввести грантовую систему финансирования для иностранных студентов российских вузов предложил кандидат на пост министра науки и высшего образования Валерий Фальков. Сейчас действует система квот, которые выделяет правительство, но они покрывают только обучение. Грант позволит финансировать также проживание, транспортные расходы и медстраховку. Это поможет привлечь в страну больше учащихся из-за рубежа и повысить конкурентоспособность российского образования, отмечают эксперты. В Минобрнауки «Известиям» пояснили, что грантовая поддержка рассматривается как дополнение к системе квот. Подробнее — в материале «Известий».
Инструмент «мягкой силы»
Ввести практику грантовой поддержки для иностранных студентов исполняющий обязанности главы Минобрнауки и одновременно кандидат на этот пост Валерий Фальков предложил на заседании комитета Госдумы по науке и высшему образованию.
«Как минимум наряду с квотным принципом распределения мест для иностранцев мы видим будущее, конечно, за развитием грантового формата финансирования с привлечением лучших студентов из-за рубежа», — отметил он.
В настоящее время в российских вузах действует система квот, которые позволяют иностранным студентам учиться бесплатно. Всего, по данным Минобрнауки, сегодня в России обучается 355 тыс. таких студентов. При этом в указе о национальных целях, подписанном президентом России Владимиром Путиным, стоит задача увеличить к 2030 году их число до 500 тыс.
В отличие от квоты грант, помимо расходов на обучение, покрывает транспортные расходы, проживание в общежитии, медицинскую страховку и стипендию при условии хорошей учебы, уточнил Валерий Фальков. Инструментарий для такого финансирования, по словам чиновника, в Минобрнауки создавали уже давно.
В Министерстве образования и науки «Известиям» уточнили, что грантовая поддержка рассматривается как дополнение к механизму предоставления квот.
— Предполагается, что эта мера привлечет больше талантливых иностранцев к обучению в российских вузах, в том числе из дружественных стран дальнего зарубежья. Это расширит культурные и экономические связи с другими странами, наладит взаимовыгодное сотрудничество, повысит престиж российского высшего образования за рубежом. Подготовленные российскими вузами квалифицированные специалисты вернутся на родину, внесут существенный вклад в развитие экономик своих стран и преумножат круг друзей России за рубежом, — отметили в ведомстве, добавив, что министерство совместно с другими органами власти прорабатывает возможности и объемы финансирования грантовой поддержки иностранных студентов.
Там отметили, что рассматриваются различные варианты источников финансирования, в том числе средства федерального бюджета, потенциальных работодателей и внебюджетных средств университетов.
Зампредседателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская в беседе с «Известиями» подчеркнула, что предложение исполняющего обязанности министра науки о введении грантового финансирования открывает новые перспективы для иностранцев, желающих поступить на обучение в российские вузы.
— Привлечение иностранных граждан и проживающих за рубежом соотечественников на обучение в Российскую Федерацию является серьезным инструментом «мягкой силы». Дальнейшее совершенствование этой сферы является важнейшей задачей, так как речь идет о конкурентоспособности и престиже отечественного образования, — отметила сенатор.
Предложение также положительно оценили в Высшей школе экономики. Так, директор по работе с талантами за рубежом НИУ ВШЭ Александр Деев в разговоре с «Известиями» отметил, что если предложение Валерия Фалькова будет реализовано, оно повысит конкурентоспособность российского образования в борьбе за таланты.
— В настоящий момент квота покрывает только стоимость обучения с небольшой стипендией. Проекты по привлечению талантливых иностранных абитуриентов запущены во многих странах, и там часто покрытие полное, включая авиаперелет и медицинскую страховку, — пояснил он.
Проректор НИУ ВШЭ, руководитель Экспертного совета БРИКС Виктория Панова заявила «Известиям», что создание системы грантов, которая позволила бы покрывать транспортные расходы иностранных студентов, проживание и медстраховку, является очень своевременным.
— Уверена, эта инициатива заинтересует многих, в том числе и страны Африканского континента, — отметила она.
Студенческое импортозамещение
Главный редактор журнала «Российское образование» Максим Федоров рассказал «Известиям», что если ориентироваться на данные Минобрнауки об общем числе иностранных студентов, обучающихся в России, то можно сделать вывод, что их число не уменьшилось за последние два года.
— Образно говоря, в высшей школе нашей страны произошло такое же импортозамещение, как и в реальном секторе: обучающихся из Европы на удивление быстро заменили обучающиеся из Азии, Африки, Латинской Америки, то есть из дружественных государств, — отметил он.
По данным на конец января 2024 года, в вузах России обучались более 355 тыс. иностранных студентов. Для сравнения: осенью 2018 года их было 290 тыс., отметил эксперт. По его словам, за последние два-три года значительно увеличилось количество студентов из стран СНГ, Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки.
В топ-10 входят Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Киргизия: на них приходится больше половины всех учащихся вузов с иностранным гражданством, рассказал он.
— Если цифра увеличится, и именно за счет «грантовых» студентов, то от этого выиграют и конкретные вузы, для которых экспорт образования — дополнительная статья доходов, и российские власти, которые смогут с уверенностью заявить, что наше образование по-прежнему очень популярно в мире, — подчеркнул Максим Федоров.
Как уточнила Виктория Панова, наибольшее число иностранных студентов бакалавриата ВШЭ приезжает из Казахстана, Белоруссии, Узбекистана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Вьетнама, Китая и с Украины. В магистратуре же обучается больше молодых людей из дальнего зарубежья: это Китай, Нигерия, Пакистан, Гана, Индия, Монголия, Иран.
Языковой барьер
В Минобрнауки «Известиям» пояснили, что обучение иностранных студентов направлено на подготовку кадров в интересах национальных экономик дружественных стран.
— Вместе с тем часть иностранных студентов остается в России для освоения следующих ступеней образования и трудоустраивается в российские компании, укрепляя кадровый потенциал нашей страны в различных сферах, в том числе и в медицине, — добавили в ведомстве.
При этом опрошенные изданием эксперты отмечают, что большинство студентов по окончании обучения намерено вернуться в родные страны. Так, бывший российский сенатор, заслуженный врач РФ Владимир Круглый, который сегодня также работает в Орловском государственном университете, отметил, что у многих иностранных студентов наблюдаются серьезные проблемы с русским языком. Это создает барьер для их дальнейшей работы в России.
Подавляющее число иностранных студентов по окончании обучения возвращаются в свои страны даже при условии, что там им необходимо дополнительно подтвердить российский диплом о высшем образовании, рассказал он.
— Иностранные студенты делятся на две большие категории. Это студенты из дальнего зарубежья, у которых очень сильные проблемы с русским языком, и студенты из бывших республик Советского Союза. И если 20–30 лет назад они говорили по-русски довольно сносно, то сегодня у них тоже с языком проблемы, и в основном все настроены уехать, — отметил эксперт.
Максим Федоров, в свою очередь, отмечает, что просто ввести грантовую систему мало — иностранные студенты должны о ней узнать. — Полагаю, многое будет зависеть от степени информированности иностранной молодежи о самой системе, а главное — о ее преимуществах. По логике, российское Минобрнауки должно будет привести как можно больше аргументов в пользу грантов и донести их до властей конкретных государств. В свою очередь, власти государств должны будут максимально разрекламировать новый кейс среди своей молодежи, — пояснил он.
Сегодня действует официальный сайт для отбора иностранных граждан на обучение в России, через который можно выбрать вуз и программу обучения, отправить документы, а претенденты на квоту правительства РФ должны после этого пройти конкурсный отбор в Российском центре науки и культуры или же (при его отсутствии) в посольстве РФ.
Владимир Круглый также отметил, что более активное привлечение иностранных студентов позволит наладить взаимодействие и обмен опытом между странами.
— Увеличение числа иностранных студентов — это инструмент «мягкой силы», это повышение престижа российского образования и рост влияния нашей страны в целом. Мы сейчас активно общаемся с коллегами из Казахстана, Узбекистана, и они рассказывают, что там сейчас идут разнонаправленные процессы: часть врачей ориентирована на Европу и США, другая часть — на Россию. И то, что туда приезжают подготовленные доктора из России, — это, конечно, позитивный фактор, — подчеркнул он.
Необходимо, чтобы местное население чувствовало поддержку России, а достигается это в том числе и через здравоохранение, через подготовку кадров в России, уверен экс-сенатор. Также он отметил важность владения русским языком, которым иностранные студенты более-менее овладевают за годы обучения.
— По моему глубокому убеждению, влияние нашей страны в этих республиках должно сохраняться, ведь у нас общая история, теснейшие связи не только в здравоохранении, но и во всей экономике, — заключил Владимир Круглый.