«Не пойдем по пути Парижа»: в России не станут запрещать СИМ
Какими будут штрафы за нарушения ПДД для водителей электросамокатов
В России не собираются запрещать средства индивидуальной мобильности (СИМ), как это сделали власти некоторых европейских городов. Вместо этого сенаторы и депутаты попытаются отрегулировать законодательство в данной сфере. Уже в июне Госдума рассмотрит поправки в КоАП, ужесточающие ответственность за нарушения ПДД водителями электросамокатов и других СИМ. Подробности — в материале «Известий».
Запретить нельзя отрегулировать
Российские власти не будут следовать примеру некоторых европейских городов и не станут запрещать СИМ. Об этом в ходе пресс-конференции о нормативно-правовом регулировании использования средств индивидуальной мобильности заявил член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Артем Шейкин.
«Мы не пойдем по пути Парижа и не будем запрещать электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности. Запретить проще всего, но это не выход. Мы будем стараться отрегулировать эту сферу деятельности», — отметил сенатор.
Он рассказал, что уже в июне Госдума планирует рассмотреть в первом чтении законопроект (Артем Шейкин является одним из его авторов), предусматривающий ужесточение ответственности за нарушения ПДД для лиц, управляющих СИМ. Согласно этому документу, за управление СИМ в нетрезвом виде и за отказ от медосвидетельствования предусмотрен штраф до 30 тыс. рублей. Превышение скорости на электросамокате, перевозка детей на СИМ, а также оставление водителем места ДТП обернутся штрафом до 5 тыс. рублей. 3 тыс. рублей придется заплатить водителю электросамоката, если вместе с ним на СИМ будут ехать другие лица. При этом сенатор отметил, что предложенные штрафы не окончательные. Они вполне могут измениться ко второму чтению, сообщил он.
«Правительство дало положительный отзыв на этот законопроект, однако попросило дополнительно проанализировать правоприменительную практику и соотнести размер штрафов со степенью общественной вредности», — рассказал Артем Шейкин.
По словам сенатора, ко второму чтению в проекте поправок в КоАП могут появиться дополнительные составы правонарушений, допущенные водителями СИМ. По его словам, параллельно с данным законопроектом похожий документ был разработан и депутатами столичного парламента. В целом они похожи, но между ними есть и отличия, рассказал он. Поэтому было решено объединить усилия и выработать изменения, которые могут появиться в тексте внесенного в Госдуму законопроекта. В нем, например, может появиться штраф за использование телефона при управлении СИМ, сообщил он.
Силами Госавтоинспекции
По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, в прошлом году было зафиксировано более 3,1 тыс. ДТП с участием СИМ. Жертвами таких аварий стали 43 человека (+126%), и 3177 получили ранения (+226%). По мнению Артема Шейкина, появление штрафов за нарушения ПДД водителями электросамокатов позволит уменьшить эти показатели аварийности. Подавляющее число пользователей СИМ будут более законопослушными, зная, что за нарушения им грозят серьезные штрафы, уверен он.
При этом важной составляющей является неотвратимость наказания, подчеркнул Артем Шейкин. Однако на данном этапе речи об обязательной регистрации СИМ и получении на них номеров пока не идет, подчеркнул он, отвечая на вопрос корреспондента «Известий».
— Сейчас важно, как можно быстрее принять штрафы за нарушения ПДД для СИМ. На данном этапе мы рассчитываем, что контроль за соблюдением правил этой категорией участников дорожного движения будет осуществляться силами сотрудников Госавтоинспекции, — отметил он.
Сенатор напомнил, что по инициативе операторов кикшеринга недавно был запущен эксперимент по оснащению прокатных электросамокатов номерами. Необходимо посмотреть на его результаты, а также проанализировать новые нормы, закрепленные в предложенных поправках в КоАП. Не исключено, что к вопросу обязательной регистрации СИМ всё же придется вернуться в будущем, отметил он.
Электросамокат как альтернатива автобусу
Электросамокаты, моноколеса, электровелосипеды и другие СИМ изначально были, по сути, средствами развлечения, считает заместитель директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Владимир Луговенко. Однако за очень короткое время они превратились в полноценный вид транспорта, отмечает он.
«Мы видим, что СИМ уже стали в ряде случаев альтернативой общественному и личному транспорту, своего рода «транспортом последней мили». Значительное число поездок на них совершается по маршрутам дом – метро, метро – работа и обратно», — рассказал он на пресс-конференции.
По словам Владимира Луговенко, в Минтранс от граждан приходит много отзывов, касающихся СИМ. И значительная их часть негативная, признает он.
«Люди прежде всего жалуются на лихачество электросамокатчиков. Причем речь идет даже не о столкновениях с пешеходами или каких-то других инцидентах. Люди просто пугаются быстро проезжающих рядом с ними СИМ. Именно на искоренение лихачества среди людей, управляющих этой техникой, и направлен внесенный в Госдуму законопроект о штрафах для СИМ», — отметил представитель Минтранса.
Помимо штрафов за нарушения ПДД стоит вопрос развития соответствующей инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности, подчеркнул Владимир Луговенко. Он напомнил, что в рамках дорожной карты по нормативно-правовому регулированию развития СИМ Министерство транспорта РФ подготовило проект приказа, предусматривающего создание специальных дорожек и парковок для электросамокатов. Это позволит развести потоки пешеходов, водителей СИМ и автомобилистов, а также упорядочит места стоянки средств индивидуальной мобильности, отметил он.