Авто

Потертое седло: в РФ могут узаконить использование подержанных автозапчастей

Минпромторг подготовил изменения в техрегламент для ремонта автомобилей

Потертое седло: в РФ могут узаконить использование подержанных автозапчастей

Минпромторг скорректирует требования, касающиеся использования подержанных запчастей для ремонта машин. В ведомстве подготовлены соответствующие поправки в техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств». В первую очередь необходимо определить, какие подержанные или восстановленные узлы и агрегаты можно применять для ремонта машин, а какие — категорически запрещено, считают эксперты. Кроме того, надо решить вопросы с гарантийным сроком службы таких деталей. Подробности — в материале «Известий».

Регламент для деталей

Минпромторг подготовил изменения в технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств». Об этом «Известиям» сообщили в пресс-службе ведомства. Поправки затрагивают правила восстановления запчастей и деталей автомобилей для их последующего использования, отметили в Минпромторге.

Накануне письмо с таким предложением (копия имеется в распоряжении «Известий) на имя главы Минпромторга Антона Алиханова направил вице-президент национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. В нем он отмечает, что, согласно техрегламенту, запчасти, устанавливаемые на транспортное средство (ТС), не должны снижать его уровень безопасности. При этом в законодательстве отсутствуют требования, которым должны соответствовать такие детали, подчеркивается в письме.

Потертое седло: в РФ могут узаконить использование подержанных автозапчастей

«Техническое законодательство не содержит информации о том, какие категории компонентов можно восстанавливать, а какие — нельзя, какие бывшие в употреблении или восстановленные компоненты разрешено и, соответственно, запрещено устанавливать на транспортные средства. Также отсутствуют требования к организациям и физическим лицам, осуществляющим восстановление компонентов транспортных средств, что приводит к появлению на рынке явно кустарно восстановленных компонентов, не соответствующих никаким критериям качества и безопасности. Это зачастую становится причиной дорожно-транспортных происшествий», — указано в письме.

В страховом сообществе активно обсуждается возможность использования б/у деталей для восстановительного ремонта автомобилей в рамках ОСАГО, отмечает Антон Шапарин. По его мнению, инициатива страховщиков недостаточно проработана.

Потертое седло: в РФ могут узаконить использование подержанных автозапчастей

— Сначала необходимо определить, какие подержанные и восстановленные узлы и агрегаты можно устанавливать на транспортные средства без рисков для безопасности дорожного движения. Кроме того, необходимо установить требования к организациям, которые занимаются восстановлением запчастей, методику такого восстановления, а также механизмы контроля за качеством этих деталей, — заявил «Известиям» вице-президент НАС.

Откуда запчасти?

В письме Антон Шапарин также отмечает, что из-за отсутствия четких правил оборота подержанных запчастей значительная часть угнанных машин разбирается на детали, которые впоследствии продают на авторынках и интернет-площадках.

«В нынешней правовой конфигурации продавец бывших в употреблении запчастей не обязан предоставлять ни покупателю, ни контрольно-надзорным органам подтверждение легальности происхождения деталей. В итоге государство не имеет возможности оценить объем продаж узлов и агрегатов и, соответственно, теряет значительные налоговые поступления», — подчеркивает он в письме.

Потертое седло: в РФ могут узаконить использование подержанных автозапчастей

Поэтому НАС обратился к главе Минпромтора Антону Алиханову с просьбой разработать поправки в техрегламент, касающиеся восстановления и использования для ремонта подержанных запчастей. Также союз предлагает руководителю ведомства подготовить изменения в законодательство, которые бы обязывали компании, продающие бу детали, подтверждать легальность происхождения узлов и агрегатов, а также прямо бы запрещали продажу подержанных запчастей, установка которых снизит безопасность транспортных средств.

Как рассказали «Известиям» в Минпромторге, проектом вводится перечень компонентов, которые не подлежат повторному использованию при внесении изменений в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации. В частности, речь идет о подушках безопасности (включая сами подушки, пиротехнические исполнительные механизмы, блоки электронного управления и датчики), автоматических или неавтоматических ремнях безопасности в сборе (включая тканную ленту, пряжки, натяжители, пиротехнические исполнительные механизмы), сидениях (только в случаях, когда крепление ремней и/или подушек безопасности встроено в сидения). Также нельзя будет использовать при ремонте подержанные устройства блокировки рулевого управления, воздействующие на рулевую колонку, иммобилайзеры (включая приемопередающие устройства и блоки электронного управления), каталитические нейтрализаторы и сажевые фильтры, а также глушители системы выпуска.

Потертое седло: в РФ могут узаконить использование подержанных автозапчастей

—В целях проведения метрологической экспертизы проекта изменений соответствующий комплект документов направлен Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии. В связи с этим дальнейшая разработка предложений по внесению дополнительных изменений в законодательство Российской Федерации на данный момент представляется избыточной, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Минпромторга.

Подержанными быстрее

Согласно исследованию, проведенному Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ), при использовании бывших в употреблении запасных частей простои в ремонте могут быть сокращены на 80–90% по сравнению со сроком ожидания новых деталей, отмечают в Российском союзе автостраховщиков (РСА).

— По статистике РСА, большая часть запчастей, подлежащих замене при ремонте по ОСАГО, — это бамперы, крылья, капот и двери. Использование таких б/у деталей не сделает автомобиль менее безопасным. Но именно нехватка этих популярных запчастей является причиной снижения доли ремонтов. Кроме того, сейчас из-за ухудшения ситуации с расчетами с рядом дружественных стран поставки новых запчастей еще задерживаются. Во многом решить эту проблему может использование б/у запчастей, — отметил президент РСА Евгений Уфимцев.

Потертое седло: в РФ могут узаконить использование подержанных автозапчастей

В законодательстве, безусловно, необходимо обеспечить доступ к сервисной информации, требования к организациям, осуществляющим ремонт транспортных средств в рамках ОСАГО, отмечают в РСА.

— Необходимо сформировать систему оценки технического состояния бывших в употреблении запасных частей, а также технических требований к их использованию при проведении восстановительного ремонта по ОСАГО. Также необходима номенклатура деталей и агрегатов, которые могут применяться для такого ремонта, которая обеспечит эксплуатационную безопасность отремонтированных транспортных средств, а также безопасность дорожного движения для всех участников дорожного движения. Работа по разработке таких нормативных документов ведется в настоящее время в НИИАТ. Как ожидается, она будет закончена к концу лета, — сообщили «Известиям» в пресс-службе РСА.

Безопасность в большей степени зависит от того, насколько автовладелец тщательно следит за своим автомобилем, считает член правления Союза автосервисов Илья Плисов.

— В условиях полного отсутствия механизмов обязательного техосмотра повышенный риск эксплуатации автомобилей с неисправностями несут не те, кто заменил запчасти на восстановленные или бывшие в употреблении, но рабочие, а те, кто продолжает эксплуатировать автомобиль с неисправными узлами. Любой автомобиль, выехавший за ворота автосалона, содержит в себе б/у запчасти. Например, рулевое управление автомобиля, который проехал 100 тыс. км, состоит из б/у рулевой рейки, б/у рулевых наконечников, б/у рулевых тяг. А в руле у такого автомобиля стоит б/у подушка безопасности, которая также прошла 100 тыс. км. Запретить использовать такие запчасти было бы неразумно. На сервисе демонтаж и обратный монтаж таких деталей производят регулярно, — отметил Плисов в беседе с «Известиями».

Потертое седло: в РФ могут узаконить использование подержанных автозапчастей

Он также подчеркнул, что существует нормальная практика выбраковки запчастей по износу (тормозные колодки, диски, аккумулятор), сроку эксплуатации (ремни ГРМ, ремни дополнительных агрегатов, автомасла) или выходу из строя (детали подвески и рулевого управления с люфтами, течью и т.п.).

Что касается угонов машин и их разборки на детали, то в 2019 году совместно с МВД был проведен эксперимент по маркированию крупных деталей VIN-номером автомобиля, который оказался невостребованным, отметил Плисов. По его словам, ситуацию с автоугонами правоохранительным органам в целом удалось решить стандартными методами. Например, в прошлом году был закрыт ряд нелегальных мастерских, которые получали автомобили, добытые незаконным путем, отметил эксперт.

Что можно и что нельзя

Предложения НАС в части усиления контроля за продавцами б/у запчастей будет крайне сложно реализовать на практике, считает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

— У автомобиля есть всего несколько крупных «номерных» узлов и агрегатов. Невозможно будет доказать, что, допустим, эта фара снята с машины, серьезно пострадавшей в ДТП, а вот эта — с угнанного автомобиля, — отметил он.

При этом возможность использования подержанных и восстановленных деталей при ремонте должна обеспечивать безопасную эксплуатацию автомобиля, уверен юрист.

Потертое седло: в РФ могут узаконить использование подержанных автозапчастей

За рубежом восстановление деталей для машин является отдельной индустрией, которая работает по понятным стандартам и правилам, отмечает член Общественной палаты МВД РФ Игорь Моржаретто. Есть четкие критерии, кто, как и где может восстанавливать ту или иную делать, каким требованиям и характеристикам она должна отвечать после ремонта, какие бу детали в принципе запрещено устанавливать на автомобиль при ремонте, рассказал он.

— У нас таких единых детальных норм нет, существуют лишь расплывчатые формулировки вроде «деталь должна обеспечивать безопасную эксплуатацию ТС». Поэтому четкие требования в законах или техрегламенте необходимы. Также должен быть исчерпывающий перечень подержанных узлов и агрегатов, которые ни при каких условиях не могут быть установлены на машину. Это прежде всего элементы тормозной и рулевой системы, детали подвески и другие запчасти, от которых напрямую зависит безопасность, — считает Игорь Моржаретто.

По большому счету, в автомобиле все детали и узлы в той или иной мере влияют на безопасность, подчеркивает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

Потертое седло: в РФ могут узаконить использование подержанных автозапчастей

— Через затертое стекло дорогу хуже видно, старая фара будет хуже освещать дорогу, а латаный-перелатаный бампер не сможет должным образом смягчить удар. Поэтому для «менее важных» деталей необходимы ясные и четкие требования, в каком случае запчасть может быть установлена на машину при ремонте, а при каких условиях она годится только на выброс или переработку. Разумеется, тормоза, шасси, рулевой механизм, тягово-сцепные устройства должны ремонтироваться только новыми деталями, — заявил «Известиям» Максим Кадаков.

Кроме того, важно, чтобы на восстановленные детали была единая гарантия, считает он. Это проще, чем сертифицировать каждую мастерскую или техцентр. Установка таких деталей должна производиться только с согласия автовладельца, уверен он.

— Автомобилист должен быть проинформирован, что машина будет отремонтирована с использованием подержанных или восстановленных запчастей. При этом автосервис, который их устанавливает, должен нести ответственность за их надлежащую работу в течение определенного гарантийного срока, определяемого государством для всех похожих деталей, — подчеркнул эксперт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»