Раздача долгов: Китай продал рекордный объем американских облигаций
КНР сбрасывает государственные ценные бумаги США из-за геополитической ситуации
Китай резко сократил свои вложения в государственные облигации США, продав в первом квартале 2024 года рекордный их объем за всю историю наблюдений. Распродажа происходит на фоне резкого обострения торгового противостояния между США и КНР, а также движения в сторону диверсификации резервных активов. Аналитики считают, что на данный момент большой угрозы для котировок американского госдолга и мировых рынков нет, гораздо важнее политика ФРС и ситуация в финансовой системе самой Америки. Однако всё может измениться, если Китай сбросит большую часть бумаг разом. Подробнее — в материале «Известий».
Спасибо профицитам
Колоссальный торговый профицит в торговле Китая с США, сформировавшийся в современных масштабах в 2000-е годы, принес в качестве стороннего эффекта быстрое накопление на китайских счетах американских активов, главным образом, низкорисковых государственных облигаций США (трежерис). В страну притекали сотни миллиардов долларов, и потратить их было не всегда возможно. В 2010-е торговый баланс в паре Китай–США составлял $300–400 млрд в год. Как результат, уже к 2008 году Китай стал вторым по значимости владельцем трежерис в мире после Японии, а после глобального финансового кризиса вышел на первое место.
Вплоть до середины 2010-х годов объем американских казначейских бумаг в руках Китая только нарастал. Но к тому времени назрели и противоречия. Америка всё сильнее и сильнее возмущалась «неравноправной» по мнению руководства США торговлей с КНР. Начались экономические конфликты, которые спровоцировали остановку притока китайских денег в облигации США. Что интересно, Китай начал сбрасывать свои вложения в трежерис не после прихода к власти Дональда Трампа (в правление которого стартовали американо-китайские торговые войны), а еще при Бараке Обаме, в 2016 году.
В 2018–2022 годах картина стабилизировалась: Китай продавал трежерис и снова уступил Японии лидерство по этому показателю, но активно скупал бумаги квазигосударственных агентств (например, работающих на ипотечном рынке Fannie Mae и Freddie Mac). В итоге суммарный объем американских облигаций у китайского правительства и связанных с ним коммерческих организаций даже немного подрос.
Распродажа десятилетия
Теперь произошла новая распродажа, стартовавшая в начале 2023 года и достигшая апофеоза в первом квартале 2024-го. В январе–марте Пекин продал трежерис и бумаг агентств на $53,3 млрд, что является историческим максимумом. Конкретно трежерис было реализовано меньше, чем, скажем, в третьем квартале 2016 года, но вместе с бумагами агентств вышло значительно больше. К этому стоит добавить еще и продажу облигаций со стороны Бельгии, которая часто выступает в качестве депозитария принадлежащих КНР активов. В общей сложности сумма будет, таким образом, еще больше.
Всё это происходит на бурном международном и глобальном экономическом фоне. В последние годы США активизировали использование доллара в качестве оружия. В первую очередь речь идет о санкциях против России, так или иначе задевающих и наших контрагентов, из которых Китай является крупнейшим по объемам торговли. Теперь к этому добавляется и обострение торговых отношений между Китаем и США. Администрация Джо Байдена ввела небывало жесткие пошлины на широкий ассортимент китайских товаров, некоторые из них превышают 100%. Хотя они были введены недавно, обстоятельный разговор на данную тему идет уже несколько месяцев.
В свою очередь, кандидат от республиканцев Дональд Трамп обещает ввести пошлины вообще на всё китайское в размере 60%, что произведет еще больший эффект. По сути, можно будет говорить о полном закрытии американского рынка для китайских товаров. Настолько большие тарифы практически не применялись даже во времена до глобализации.
Куда были потрачены деньги, вырученные от продажи облигаций? В первую очередь на золото: именно так сейчас выглядит диверсификация активов. Доля золота в международных резервах Китая достигла 4,9%, что является максимумом с начала публикации статистики в 2015 году. Золотой запас КНР в общей сложности достиг 2264 т. Это всё еще чуть меньше, чем у Италии, Франции и России (не говоря уж про сами США), но при таких темпах пополнения запасов КНР может выйти на третье место в мире по данному показателю уже к концу года. К слову, именно китайские закупки и разогнали цену на золото, устанавливающую один исторический рекорд за другим, в первые месяцы текущего года.
Геополитика решает
Аналитики связывают китайскую активность на долговом рынке США с геополитической повесткой.
— По-видимому, это связано с намерениями США конфисковать российские суверенные активы, — рассказал «Известиям» руководитель направления анализа долговых рынков ФГ «Финам» Алексей Ковалев. — Об этом, например, говорил недавно глава Госдепа Энтони Блинкен. Китай пытается снизить свои риски в этом отношении. Надо сказать, что примерно этим — кардинальным снижением портфеля американских трежерис — занимались после 2014 года и российские финвласти.
По словам финансового эксперта Алексея Кричевского, это тренд, который длится уже несколько лет.
— Сейчас он усиливается по двум причинам. Первое — нарастающее напряжение между США и Китаем, в том числе из-за вопроса с островом Тайвань, где у американцев очень много интереса. И напряжение это не спадет, даже если президентом в конце года станет Трамп — напротив, оно может нарасти, но только по части конкуренции в торговле. Второе — это увеличившиеся покупки Китаем золота. А его покупают в том числе за счет продажи госбондов США, видя в нем куда большую перспективу, нежели в облигациях, — комментирует эксперт.
Мгновенного обвала не будет
В последние полгода американский госдолг чувствует себя не лучшим образом. Доходность 10-летних облигаций находится вблизи от многолетних максимумов в районе 4,6–4,7% (а котировки, напротив, располагаются на низких уровнях). В этой ситуации сброс китайским ЦБ американских обязательств может в теории стать плохой новостью для актива, считающегося самым надежным в мире. В данный момент, однако, обвал рынка трежерис американцам из-за Китая не грозит, считают собеседники «Известий».
Министр финансов США Джанет Йеллен
— Для американского минфина важен любой держатель его долговых обязательств (ну, может, за исключением РФ — как по политическим причинам, так и по причине того, что российский портфель относительно невелик). Но просто рынок госдолга США настолько объемен (около $25 трлн), что даже номинально большие портфели других стран (Китая, Японии и т.д.) не являются доминирующими силами на этом рынке. Главное — это политика Федеральной резервной системы и эмиссионная активность минфина США, — сказал Алексей Ковалев.
Продажи не настолько серьезные, чтобы оказывать какое-то ключевое влияние на рынок, считает Алексей Кричевский. К тому же, по его словам, Китай давно перестал являться ведущим игроком на рынке госдолга США — им является Япония.
— Но если Китай вдруг решит сбросить все свои бумаги единоразово, то эффект будет только один — рынок госдолга просто обвалится, что повлечет за собой тотальное обрушение финансовой системы и очень жесткие последствия для доллара, — отмечает собеседник.
Управляющий директор по инвестициям УК ПСБ Николай Рясков уверен, что КНР продолжит постепенно снижать долю облигации США в своих резервах.
— Однако крупные продажи, как правило, снижают цены на сам актив на коротком горизонте, но в долгосрочной перспективе имеют значение фундаментальные факторы: траектория госдолга, баланс бюджета, демография и другие.