Юра, мы всех победили: в Каннах выиграл фильм с российскими актерами
Сенсация, которой никто не ждал: фильм Шона Бейкера «Анора» получил «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале, самую престижную награду в мире авторского кино. По его сюжету капризный сынок русского миллионера крутит роман с американской эскортницей в США, даже женится на ней. Но когда об этом узнают в Москве, у молодоженов начинаются проблемы. Среди главных фаворитов фестиваля «Анору» почти никто не называл, хотя картина получила много положительных отзывов. О ней и о других результатах смотра — в репортаже «Известий».
Не ждали
На протяжении всего фестиваля сохранялась интрига — непонятно было, кого может предпочесть жюри под руководством Греты Гервиг. Разумеется, в середине конкурсной программы возник всеобщий фаворит «Эмилия Перес» Жака Одиара. Мы писали о нем отдельно, это замечательный и очень актуальный мюзикл, но при этом всё же не однозначный шедевр. Следовательно, стоило ожидать сюрпризов.
В течение всего фестиваля критики спорили друг с другом — и с рейтингом журнала Screen Daily. На крупных смотрах это авторитетное ежедневное издание собирает крупных критиков из разных стран и просит оценивать просмотренные конкурсные фильмы. Так вот, в рейтинге Screen «Эмилия Перес» как раз получила скромные оценки, зато долгое время в топе был «Анора» Шона Бейкера, где главные роли сыграли Марк Эйдельштейн и Юра Борисов, а на втором плане очень эффектно показали себя Дарья Екамасова и Алексей Серебряков. Об этом фильме мы тоже писали.
Марк Эйдельштейн, Майки Мэдисон и Юра Борисов
Под конец же фестиваля Screen сначала поддержал как всегда суперстильное кино «Большое путешествие» Мигела Гомиша, потом вполне скромный индийский фильм «Всё, что мы представляем как свет», который был ценен индийским антуражем и игрой двух главных актрис, а напоследок отдал первенство «Семени священного инжира» Мохаммада Расулофа. Этого фильма вообще очень ждали, и не просто так фестиваль поставил его на последний день: Расулоф накануне смотра бежал из Ирана, там он приговорен к тюремному сроку.
При этом профессионалы на фестивале называли и много других вероятных претендентов на победу. Среди них «Виды доброты» Йоргоса Лантимоса (можно о нем прочесть здесь), «Поколение романтиков» китайского режиссера Цзя Чжанкэ, «Ученик» Али Аббаси — блестяще стилизованный под кино 70-х рассказ о начале карьеры Дональда Трампа, «Саван» Дэвида Кроненберга, тяжеловесный, но очень красивый «Парфенопа» Паоло Соррентино, ироничный боди-хоррор «Вещество» Корали Фаржа с Дэми Мур — по количеству названий можно судить о том, насколько пестрым и многообразным получился фестиваль. Кстати, существенно, что довольно большое количество фильмов с него куплено для российского проката.
Кадр из фильма «Виды доброты»
Но, как можно понять, главным вопросом было то, выберет жюри политический жест или «чистое искусство», а если всё же жест, то в поддержку чего именно. Ясно было лишь то, что ничего не получит мультфильм «Самый ценный груз» Мишеля Хазанавичуса, потому что он про Холокост и про то, как надо оставаться людьми. Эту анимацию умышленно поставили на один день с картиной Расулофа, но понятно, что для многих такая история — как красная тряпка. Публика на показе хмыкала и демонстративно выходила из зала. Впрочем, мультфильм не шедевр и временами подменяет мастерство сентиментальностью, но под занавес фестиваля сделать такое гуманистическое послание людям для Канн было важно.
При этом руководство смотра и администрация Канн сделали всё возможное, чтобы минимизировать скандалы на ивенте. Были сведены к минимуму любые лозунги за и против чего бы то ни было, а анонсированная забастовка сотрудников фестиваля прошла незамеченной для его участников в полукилометре от всего действа. В это время все были на утренних показах, о произошедшем публика узнала потом из новостей.
Через тернии к звездам
В начале церемонии желтые буквы на экране поплыли в космическую бездну. Текст пародировал «Звездные войны», только действие происходило на Круазетт. Всё потому, что на церемонии должен был получить приз за вклад в кинематограф Джордж Лукас, он же должен был вручать главный приз фестиваля — такая традиция. О том, как проходила его встреча со зрителями накануне, мы писали здесь.
Кадр из фильма «Вещество»
Такое начало сразу настроило на сюрпризы, они и пошли один за другим. Приз за лучший сценарий получил фильм «Вещество» Корали Фаржа. Это картина, которая наверняка в этом году получит очень много зрительского внимания во всем мире. Дэми Мур играет там стареющую кинозвезду, которая устала бороться с культом молодости в шоу-бизнесе и решила поучаствовать в таинственном эксперименте. В результате него она получила молодой клон (его играет Маргарет Куолли), но по условиям опыта женщинам надо еженедельно меняться телами, иначе обе могут умереть. Естественно, начинается соперничество, а там и до трагедии недалеко. В фильме есть настолько натуралистичные сцены, что многим зрителям в зале становилось плохо, по жанру это боди-хоррор, но также сатира и комедия.
Приз за женскую роль выдали сразу четырем актрисам фильма «Эмилия Перес», его получили Карла Гаскон, Селена Гомес, Зои Салдана и Адриана Пас, хотя на сцену вышла только Гаскон. Она произнесла большую речь на испанском, адресованную во многом режиссеру: «Спасибо за страсть, креативность, ты лучший режиссер в мире, Жак Одиар! Вив ля Франс!» Жак Одиар, впрочем, чуть позже вышел на сцену получать Приз жюри. Он поблагодарил своих актрис и, со слегка странной усмешкой, жюри, потому что скорее всего рассчитывал на главный приз.
Награду за лучшую мужскую роль получил Джесси Племонс, фильм «Виды доброты» Йоргоса Лантимоса. Это решение показалось несколько странным на фоне приза актрисам «Эмилии Перес», ведь «Виды» — это сборник новелл, в котором Племонс и другие актеры сыграли разные роли в каждой истории. И Эмма Стоун явно была обескуражена, она сидела в зале и была расстроена.
Кадр из фильма «Семя священного инжира»
Специальный приз жюри достался иранскому режиссеру Мохаммаду Расулофу. «Семя священного инжира» и рассказывает о судье, у которого начался серьезный конфликт с семьей, а проблемы на службе превратили его почти в войну. Зал аплодировал Рассулофу стоя.
Классик немецкого кино Вим Вендерс вручил приз за лучшую режиссуру португальскому гению Мигелу Гомишу. «Большое путешествие» вряд ли лучше его прошлых картин, но в этот раз нашлось жюри, которое его оценило по достоинству. В фильме рассказывается история о том, как сто лет назад английский джентльмен бегает по всей Юго-Восточной Азии, спасаясь от невесты, которая едет к нему из Англии, чтобы обязательно выйти замуж. Вероятно, воспоминания о ее специфической манере смеяться не дают ему задержаться ни в одном городе, и везде его настигает ее очередная телеграмма, что, дескать, еду к тебе милый и сюда. Половину фильма мы следуем за ним, а потом еще половину — за ней, при этом Гомиш монтирует сцены приключений с реальными кадрами, снятыми в этих странах сегодня, а еще — со спектаклями, «снами» и другими впечатлениями.
— Иногда мне везет, — невозмутимо заметил Гомиш, получая награду. — Мне тут на сцене одиноко, поэтому я вызываю сюда свою команду. Давайте сюда, я режиссирую! Режиссеру нужно много помощи. Не часто португальские фильмы тут в конкурсе, я это даже комментировать не буду. Но хочу сказать, что я очень обязан португальскому кино, моим учителям и всем тем, кто там сейчас снимает кино. Спасибо им!
Гран-при жюри получила драма «Всё, что мы представляем как свет» Паял Кападиа. Это тихое индийское кино о двух женщинах, одна из которых скучает по давно уехавшему в Германию мужу-гастарбайтеру, а другая тайно встречается с мусульманином, прикидывая, как им быть вместе, учитывая религиозные препятствия. Индийский антураж, феминистская тематика и то, что фильм снят женщиной, привлек публику фестиваля и, видимо, жюри тоже, хотя картина получилась вполне скромной.
Джордж Лукас
Наконец вышел Джордж Лукас. Он долго и смущенно слушал продолжительную овацию, а зал всё стоял и аплодировал. Потом появился его старый друг и коллега Фрэнсис Форд Коппола, который в конкурсе этого года участвовал с фильмом «Мегалополис» (мы о нем рассказывали здесь). Коппола вспомнил, как они познакомились еще студентами, как делились идеями и радовались успехам друг друга. И как однажды Лукас пришел к нему расстроенный и рассказал, что хотел снять фильм про Флэша Гордона, но ему завернули этот проект. «Ну и что, — будто бы сказал тогда Лукас. — Я сниму свой фильм и назову его «Звездные битвы» или «Звездные войны», как-нибудь в этом духе».
А Джордж Лукас вспомнил, как 52 года назад он привез в Канны свой первый фильм, шел сильный ливень, и не было никакой шикарной премьеры, — надо было только пролезть в зал и не совсем намокнуть перед этим. «Мы просто делали свои фильмы в Сан-Франциско, — сказал Лукас. — А в Голливуде я так ничего и не снял».
После была объявлена «Золотая пальмовая ветвь». «Анора» Шона Бейкера — это подтверждение того, что во Франции нет отмены русской культуры, ведь почти весь фильм герои говорят на русском языке, российские актеры были на красной дорожке. Причем один из них, Марк Эйдельштейн — главная восходящая звезда российского кино, «Сто лет тому вперед» до сих пор собирает полные залы. Юра Борисов вернулся сюда после «Купе № 6», одного из главных хитов фестиваля 2021 года, фильма, снятого, кстати, совместно с Россией. Мы немедленно позвонили Дарье Екамасовой, и она прокричала в трубку:
«В нынешних условиях это вдвойне приятно. Пока еще не до конца понимаю, но это ощущение счастья и радости за режиссера, за всю нашу команду невероятное. Это большой кайф, большая удача, радость за фильм, за то, что мы там все. Это действительно кино, которое вскрывает такие чувства. Обязательно посмотрите, мне очень хочется, чтобы этот фильм показали в России».
Бейкер поблагодарил со сцены Фрэнсиса Форда Копполу и Дэвида Кроненберга, своих учителей, которые были в конкурсе этого года и ничего не получили. Отметил актерскую игру Майки Мэдисон, это она сыграла эскортницу, с которой крутит роман герой Марка Эйдельштейна. Юра Борисов играет благородного российского бандита, и наши симпатии сразу на его стороне, хотя ему и приходится выполнять разные неприятные поручения. Возможно, «Анору» теперь купят в российский прокат, потому что «Золотая пальмовая ветвь» — это заслуга не только режиссера и сценариста Шона Бейкера, который как раз не всегда безупречен здесь в плане драматургии. Но это и блестящие работы российских артистов, они этот приз заслужили полностью.